Условия организации обучения учащихся с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи скачать
Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития скачать
Доступная среда
С целью обеспечения государственных гарантий получения качественного образования всеми обучающимися Камчатского края с 2011 года в рамках реализации государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» осуществляется работа по формированию в регионе сети базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития.
МАОУ «Средняя школа № 24» является участником государственной программы «Доступная среда на 2011 — 2015 годы». Участвуя в программе, школа ставит цель создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, для их беспрепятственного доступа в помещение школы, использования всех возможностей для социализации детей и получения ими качественного образования. В первую очередь в школе создаются условия для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и с нарушением слуха.
На средства, выделяемые в рамках этого проекта, было:
приобретено лестницеход, кресло-коляска (для инвалидов), рабочее место для маломобильных групп населения;
наклеены тактильные знаки, информационные знаки, полоса контрастная;
установлено оборудование для сенсорной комнаты, беспроводная система вызова помощника, бегущая строка;
проведен капитальный ремонт санитарных узлов с установкой туалетных кабин для маломобильных групп населения.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- диагностика, коррекция, профилактика;
- обследование школьников по запросу родителей;
- оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.
Нормативные документы
- Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
- СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
- СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
- Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы
Рекомендации учителям
- Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
- Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- созданиеспециальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Программа «Доступная среда» в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
- Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
- Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
- Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
- Сориентировать коллектив МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г Новотроицка Оренбургской области» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
- Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в школе привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.